IX Сессия градостроителей
Уважаемые коллеги!
C 28 января по 30 января 2016г в г. Нальчике прошла ежегодная Сессия градостроителей, в рамках сессии были организованы:
IX Семинар градостроительных проектировщиков
VIII Международная Школа Градостроителей.
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ ЗДЕСЬ>>
ПРЕЗЕНТАЦИИ IX сессии Национальной гильдии градостроителей
Ежегодно НП «Национальная Гильдия Градостроителей» проводит Сессию градостроителей. В этом году участников IX Семинара градостроительных проектировщиков «Совершенствование инструментов территориального планирования» и VII Международной Школы Градостроителей «Ресурсы развития городов» встретили в Нальчике представители власти Кабардино-Балкарской Республики. Старт мероприятию был дан в четверг 28 января.
С приветственным словом к участникам Сессии обратились Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики А.Т. Мусуков, Первый заместитель Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики М.А. Дадов, а также Президент НП «Национальная Гильдия Градостроителей» С.В. Скатерщиков.
Сергей Викторович почтил память ушедшего в минувшем году нашего друга, коллеги, единомышленника М.Л. Петровича и провозгласил решение Гильдии посвятить семинар памяти Михаила Любомировича.
Открыл деловую программу мероприятия доклад директора Департамента стратегического и территориального планирования Министерства экономического развития Российской Федерации Е.С. Чугуевской на тему «Нормативные новеллы к Градостроительному кодексу РФ. Состояние дел по стратегическому планированию в Российской Федерации. Нормативы градостроительного проектирования как инструмент комплексного развития территорий и электронные стандарты ДТП как основа формирования аналитических функций ФГИС ТП». К сожалению, Е.С. Чугуевская не смогла принять личное участие в семинаре, и её доклад прокомментировал президент Национальной Гильдии Градостроителей, генеральный директор Научно-проектного института «ЭНКО» С.В. Скатерщиков (Санкт-Петербург).
Далее Сергей Викторович рассказал более подробно о новом качестве ФГИС ТП, в проекте по модернизации которой, принимал участие коллектив НПИ «ЭНКО». Большой интерес представляет информация о реформировании нормативно-правовой базы, регулирующей работу ФГИС ТП:
1. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 № 127 «Об утверждении требований к структуре и форматам информации, составляющей информационный ресурс федеральной государственной информационной системы территориального планирования» – Замена на новый приказ Министерства экономического развития РФ.
2. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.01.2012 № 19 «Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения» – Замена на новый приказ Министерства экономического развития РФ.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования» – Внесение изменений.
4. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 № 123 «Об утверждении технико-технологических требований к обеспечению взаимодействия федеральной государственной информационной системы территориального планирования с другими информационными системами» – Замена на новый приказ Министерства.
С новыми методическими подходами и практикой территориально-градостроительного проектирования участников мероприятия познакомил А.М. Бояринов (заместитель директора по научной работе ГАУ РО «Региональный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства» – главный архитектор, Ростов-на-Дону). В докладе были высказаны и научно обоснованы интересные идеи об изменении (оптимизации) административно-территориального устройства Южного территориального округа и влиянии этого процесса на функционально-планировочную организацию территории
В работе Сессии активное участие приняли представители ООО «Институт Территориального Планирования «Град» (г. Омск). Так, генеральный директор Института А.Н. Береговских представила вниманию присутствующих доклад на тему «Вопросы качества жизни и качества среды в системе управления развитием территории», а начальник отдела автоматизации градостроительного проектирования А.А. Зенков рассказал об обеспечении контроля качества градостроительных решений в соответствии с требованиями нормативов градостроительного проектирования.
О.В. Красовская (заместитель генерального директора Научно-проектного института «ЭНКО», главный архитектор института, Санкт-Петербург) выступила с докладом «Теория и практика градостроительства в Российской Федерации – современный этап», в котором изложила системный взгляд на методику и актуальные проблемы градостроительного проектирования. На примере двух городов, расположенных в различных регионах, контрастных климатических зонах, городах с огромной разницей в численности населения и различной направленносью выполняемых социально-экономических функций (Ноябрьск и Ростов-на-Дону) были выявлены основные методические подходы к проектированию, выявлены основные проблемы и даны предложения по пути их решения.
В заключении своего доклада Ольга Вячеславовна сделала вывод об особенностях объекта градостроительного проектирования, которые определяют приоритетность проблем и направленность их решения. Докладчик определила главную цель – город для человека и выделила наиболее актуальные вопросы российской урбанистики, среди которых:
- комплексный подход к проектированию территории;
- развитие инфраструктуры;
- качественное преобразование города;
- реновация территории;
- общественные пространства;
- благоустройство и дизайн городской среды.
Р.М. Воронкова (главный архитектор проектов ООО «Лаборатория градопланирования», Санкт-Петербург) выступила с объёмным сообщением «Концепция пространственного развития Республики Татарстан. Основные принципы и подходы к разработке документов стратегического пространственного планирования территориальных образований».
В докладе была освещена практика территориально-пространственного планирования региона, выполненного в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.
1. Изложен системный взгляд на процесс разработки документа стратегического пространственного планирования, рассматривающий территориальные образования разного масштаба – регионального, агломерационного, городского, а также части территории субъекта, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач (прибрежные, сельские территории, инфраструктурные объекты).
2. Структура доклада выстроена по принципу Методологических рекомендаций по разработке документов стратегического пространственного планирования, выполненных в рамках Стратегии. Документ включает основные цели, задачи, принципы и подходы к исследованию пространства и прогнозированию его развития, политики преобразований и флагманские проекты в сфере пространственного развития, положенные в основу муниципальных и отраслевых программ и планов мероприятий по реализации положений Стратегии.
3. Основные подходы к разработке документа стратегического пространственного планирования региона, базируются:
- на выявлении и стратегическом планировании Пространств концентрации ресурсов – зон активного развития;
- формировании устойчивого структурообразующего каркаса;
- формулировании качественных характеристик и принципов формирования разномасштабных пространств;
- определении направления пространственных преобразований;
- подготовке программ и планов мероприятий по решению приоритетных пространственных задач зон активного развития.
4. Концепция создания системы скоростных связей как элемент структурообразующего каркаса рассматривает улучшение межрегиональных и развитие межагломерационных связей, интеграцию республиканской системы скоростных связей непосредственно в агломерации региона.
5. Основные преобразования в сфере пространственных трансформаций зон активного развития региона представлены в виде:
- стратегических политик и положений пространственного развития трех агломераций Татарстана, формирующих единый Волго-Камский метрополис;
- концепции развития сельских территорий, рассматриваемых как зоны регенерации;
- концепции развития прибрежных территорий Волги и Камы в качестве флагманского регионального проекта «Эко-зона «Волжско-Камский поток»;
- флагманских инфраструктурных проектов регионального и агломерационного масштаба: скоростной дороги «Чистый путь» и структурообразующего элемента скоростного транспортного каркаса «Селитебно-производственный эко-коридор «АлаБег»
6. Институциональные меры в сфере пространственного планирования рассмотрены по следующим направлениям:
- совершенствование системы управления развитием территорий;
- реорганизация системы образования и исследованиий в сфере пространственного планирования;
- расширение объектного поля градостроительного планирования;
- разработка инструментов по взаимоувязке документов социально-экономического, пространственного и транспортного планирования.
Интерес и активное участие региона, проявленные в процессе разработки и обсуждения данного документа стратегического планирования показало, что пространственное развитие, как целенаправленная деятельность, характеризующаяся организацией расселения жителей на территории, размещением хозяйственных объектов − мест приложения труда, линейных и иных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры при учете особенностей природной среды, также объектов культурного и природного наследия, является приоритетным направлением стратегического развития субъектов и муниципальных образований РФ, так как рассматривает пространство жизнедеятельности человека, включающее его сегодняшнее и будущее ресурсное обеспечение, разносторонние коммуникации и качество жизнеустройства.
А.А. Черненков (начальник отдела градостроительного права и информационно-технического обеспечения, помощник генерального директора, ОАО "РосНИПИУрбанистики", Санкт-Петербург) выступил с докладом на актуальную тему «Реализация нормативов градостроительного проектирования: общие проблемы".
Основные выводы выступавшего таковы: «Нормативы градостроительного проектирования (региональные и местные), будучи правовым актом, имеют свой предмет правового регулирования, установленный Градостроительным кодексом РФ. Одной из серьёзных проблем является утверждение органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления нормативов градостроительного проектирования с расширенным (по сравнению с требованиями Градостроительного кодекса РФ) предметом правового регулирования. В нормативы включаются нормы, относящиеся, главным образом, к федеральному уровню регулирования, что означает превышение полномочий органом, утвердившим нормативы. Требуется существенная переработка действующих нормативов градостроительного проектирования (региональных и местных) в части приведения в соответствия Градостроительному кодексу РФ».
Ю.Н.Трухачёв (Вице-президент Союза архитекторов РФ, Ростов-на-Дону) осветил в своем докладе
«Актуальные вопросы корректировки градостроительной документации». По мнению, Юрия Николаевича, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в стране завершена разработка документов территориального планирования и градостроительного регулирования. Подготовлена база для регулирования земельных отношений в новых условиях. Настало время подумать о градостроительном развитии территорий. Акцентировано внимание на том, что городское население составляет 73% населения страны, города в постиндустриальную эпоху являются катализаторами в дальнейшем развитии страны. Что мы знаем о городе.
Были предложены к обсуждению теоретические
В околонаучном определении города это звучит так: город – это не деревня. Тем временем в конце XX века завершилась механистическая парадигма научного мировоззрения. Ей на смену пришло новое понимание мира, основанное на системном анализе, общей теории систем, теории хаоса, теории катастроф, науки гештальта. С этой мировоззренческой позиции город это градостроительная система - целостность, состоящая из множества элементов находящихся в отношениях и связях между собой объединённых одним понятием «место», пространство, определённое по признаку управления. Данная система состоит из четырёх подсистем: городской социум, городская экономика, экология, пространство. Социум ставит цели по развитию города на определённый период, моделью будущей системы является Генеральный план города, основанный на системном анализе, общей теории систем, теории хаоса, теории катастроф, науки гештальта, соотнесённая, с ресурсами. Город и его модель не застывший современный генплан. Он имеет свой гомеостаз. Поддержание и развитие этого гомеостаза является задачей управляющей системы города. Юрий Николаевич полагает, что в этом заключается следующий этап корректировки градостроительной документации.
Прохоров А.Ю. (главный архитектор проектов ООО "Научно-проектная организация "Южный градостроительный центр", Ростов-на-Дону) выступил на тему «Основные инструменты реализации документов территориального планирования в современных условиях».
В докладе Андрея Юрьевича:
• Рассмотрена многоуровневая система реализации документов территориального планирования состоящая из программ, схем, проектов и иных мероприятий (нормативно-правовая база, особенности подготовки и утверждения, примеры и основные проблемы);
• Сформулирован перечень основных недостатков принятых и разрабатываемых документов территориального планирования, выявленных преимущественно на различных этапах их последующей реализации;
• Озвучены предложения направленные на повышения качества документов территориального планирования, основанные на опыте подготовки и исполнения программ, схем, проектов и иных мероприятий по реализации ранее выполненных документов территориального планирования.
Завершил работу семинара круглый стол на тему «Современное градостроительство в России. Проблемы. Направления развития. Опыт территориального планирования в регионах».
В дискуссии приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти федерального и региональных уровней, проектных организаций, высших учебных заведений, бизнес-сообщества. В дополнение к запланированным вопросам участники обсудили возможные подходы подготовки проекта Постановления Правительства РФ «Об утверждении методических указаний, устанавливающих требования к оптимальному размещению на территориях субъектов Российской Федерации объектов социальной сферы и определяющих нормативную потребность субъектов РФ в объектах социальной сферы». Этот вопрос обсуждался в связи с Поручением Президента РФ, находящимся на исполнении в Минэкономики России, и по просьбе директора департамента стратегического и территориального планирования Е.С. Чугуевской. От имени НГГ принято решение в течение текущей недели подготовить предложение о ключевой роли нормативов градостроительного проектирования при установлении потребности регионов в объектах социальной сферы и подходах, применение которых должно быть закреплено в методических указаниях.
29 января мероприятие продолжилось в формате VII Международной Школы Градостроителей.
С установочным докладом выступил руководитель Школы Юрий Александрович Перелыгин, главный инженер института, первый заместитель генерального директора ОАО «РосНИПИУрбанистики» (Санкт-Петербург).
Юрий Александрович напомнил участникам главную идею Школы, её цели и задачи, посвятил своё выступление вопросам социологии урбанизации, представив город как форму существования современного общества. Он говорил об эволюции материальной культуры, об эволюции структуры общества (человейниках). Докладчик привёл некоторые характеристики ситуации урбанизации.
Города (сверхгорода), связанные сетью коммуникаций (материальная культура), – это и есть современная инфраструктура (среда) существования общества (сверхобщества).
Структура занятости изменилась: деловой сектор, собственно – производственная, капиталистическая клеточка, перестал быть социально главным!!! Сектор производства средств производства (машиностроение, добыча и переработка ресурсов, с\х, л\х и пр.) стремится к минимуму, а сектор производства средств потребления (финансы, масс-медиа, госсектор, услуги и др. – знаковая материальная культура) – к максимуму (в социальном плане изменилась социальная организация человейников).
Растет дисбаланс между сложностью и массивностью материальной культуры и человеческим материалом. Человек все более не адекватен материальной культуре и становится ее производным. Особенно в этом преуспела знаковая культура обществ. Информация и способы ее производства, доставки, обработки и потребления.
Чтобы освоить материальную культуру, в человейниках родилась такая организованность как профессия. Правила и нормы оперирования массивами (типами) материальной культуры.
Внеклеточная (социальная) жизнь современного общества намного богаче и разнообразнее внутриклеточной.
Следовательно:
1. Разнообразие и качество городского урбанизированного пространства (материальной культуры) стало базовым условием развития и существования общества (далее – сверхобщества). Практически как у К. Маркса – способ производства, труд, производственные отношения и производительные силы – база, а надстройка – это государство, право и пр.
2. Рабочее понятие «урбанизация» – процесс уплотнения и усложнения пространства жизни и деятельности (материальной культуры) современного общества.
Автор доклада сделал выводы:
Процесс роста доли свободного (свободного от труда) времени у «атомов» человейника является источником современной урбанизации, приводит к тотальному распространению городского образа жизни по всему миру.
Увеличение свободного времени неумолимо приводит к усложнению социального разнообразия (социальной организации) как самих «клеточек», так и внеклеточной жизни обществ – образуются собственно городские сообщества (индикаторы появления сверхобществ). Это требует соответствующего разнообразия материальной культуры (городского пространства) и его качества.
Города, которые не будут успевать за этими требованиями, будут терять население и, в конечном итоге, вымирать. Будут образовываться сверхгорода, которые поглотят окружающую природу, и человейники в том числе.
Страны, которые не озаботятся созданием сети качественных городских образований – агломераций, будут аутсайдерами мирового развития и исчезнут со временем с географической карты.
Большое впечатление на участников конференции оставило выступление Андрея Евгеньевича Волкова, советника Министра образования РФ, профессора Московской школы управления Сколково на тему «Знание как ресурс развития города».
Андрей Евгеньевич рассказал о национальных и глобальных перспективах российских университетов, показал их сегодняшнее место в системе мирового образования, и это место не утешительно.
Сейчас в России запущен Проект повышения конкурентоспособности российских вузов (5/100).
Цель Проекта 5-100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.
Андрей Евгеньевич показал университеты как самые мощные градообразующие объекты, производящие, обрабатывающие, систематизирующие и распространяющие самый важный продукт современного общества – знания. Место университетов – в центрах городов, они законодатели мод в современном обществе.
Выступление Владимира Викторовича Климанова, директора АНО «Институт реформирования общественных финансов» (Москва), на тему «Бюджеты городов. Практика наполнения и исполнения» также заставила задуматься. Докладчик говорил о финансах как ресурсах развития городов, выделив в своём выступлении подтемы:
- Бюджет как ресурс развития города;
- Федеральные инструменты поддержки развития городов и территорий;
- Города в рамках стратегического планирования.
Трунова Н.А. (генеральный директор ООО "Институт Ленгипрогор", Санкт-Петербург) предложила рассмотреть тему «Культура как ресурс развития города»
Основными проблемами использования культуры, по мнению Натальи Александровны, как ресурса развития являются, прежде всего, институциональные факторы:
1. В настоящее время градостроительная практика имеет возможность работать исключительно с материальным слоем культурного наследия (через отображения территорий объектов культурного наследия и т.д.),
2. В документах территориального планирования объекты культурного наследия (далее – ОКН) рассматриваются как ограничивающий фактор (так как в соответствии с п.4 ст.1 градостроительного Кодекса относятся к зонам с особыми условиями использования территории)
3. В 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, присутствует понятийная путаница: отсутствие внятных критериев отнесения к тому или иному виду ОКН, дублирование формулировок в разных видах ОКН, дублирование формулировок в предметах охраны разных видах ОКН и т.д.
4. Отсутствие единой системы в видах ОКН например, возвращение объединенной охранной зоны (в 2014 году) нивелирует разницу между охраной отдельных объектов (зоны охраны) и территорией (достопримечательное место)
5. Непрозрачность системы утверждения документов об охране ОКН.
6. Но главная проблема законодательства состоит в том, что ОКН рассматриваются в отрыве от развития города.
При этом реализация проектов по развитию исторических центров городов, проводимая ООО «Институт «Ленгипрогор» показывает, что историческое и культурное наследие может быть уникальным стимулом для развития территории. Поэтому необходимость модернизации законодательства как об охране культурного наследия, так и градостроительного законодательства может создать дополнительные возможности для развития городов.
Вывод по итогам значительного именно в содержательном смысле мероприятия и прост и сложен одновременно.
Кто мы? Те, кто взял на себя ответственность планировать развитие территорий городов и сёл, только ли архитектурно-планировочными способами мы можем воздействовать на изменение городов? Или нам следует уже более основательно, более системно включаться в процессы градоустройства, жизнеустройства?
Полагаем, что форма от содержания неотделима. А градостроительная политика – это политика пространственной реализации идеи развития общества. Вопрос в выражении идеи, национальной, региональной, городской…
По итогам IX Сессии градостроителей 2016 г в г. Нальчик было принято решение сформулировать Резолюцию и от имени Национальной Гильдии Градостроителей и направив ее в органы власти и профессиональные сообщества, получить отклик на предложенные направления развития градостроительства в России!