Новости
« Назад
Подведены итоги 4-й международной научно-практической конференции «Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов. Санкт-Петербург. Узел «Южный» (Санкт-Петербург, 30.06. – 5.07.2014).
Организаторами конференции выступили НП «Национальная Гильдия Градостроителей», Администрация Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет и ООО «Лаборатория градопланирования»
Итоги 4-й международной научно-практической конференции «Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов. Санкт-Петербург.
Узел «Южный» (Санкт-Петербург, 30.06. – 5.07.2014)
Если первые три конференции были посвящены исследованию транспортно-пересадочных узлов в центральной части города и на границе центра, то внимание участников конференции 2014 года было обращено на узел, расположенный в южной части Санкт-Петербурга, и связанный со строящейся станцией метрополитена «Южная» в районе, примыкающем к Кольцевой автомобильной дороге и поселку Шушары. Проблемы формирования узла обусловлены потерей планировочной структуры, обеспечивающей уличные коммуникации между строящейся станцией метро и внешними районами города. Скромные земельные резервы, оставленные под уличную сеть (полосы по 15-20 м), в сочетании с крупными площадками автосборочных предприятий и наличием магистралей непрерывного движения –Московского шоссе и продолжения Софийской улицы, не дают возможности проложить трамвайные пути, организовать удобные маршруты нерельсового транспорта. Вместе с тем, потребность в улучшении транспортного обслуживания южных пригородов Санкт-Петербург – Колпино, Пушкина крайне высока. Если до перестройки г. Колпино был связан с Санкт-Петербургом 4 - 5 парами пригородных поездов в час-пик, то теперь остались только 2 пары, оставшиеся пассажиры стали пользоваться маршрутными такси и автобусами, что явно не может удовлетворить потребностям города с населением 120 тыс. чел. Аналогична ситуация и с другим городом-спутником Санкт-Петербурга – г. Пушкин.
К участию в работе над проектами нового узла были привлечены архитекторы-планировщики из Новосибирска, Иркутска, Томска, Москвы, Волгограда, Ростова-на-Дону, Казани, Минска. В традиционных четырех мастерских были объединены опытные специалисты и студенты архитектурных ВУЗов. Экскурсия в район проектирования, установочные сообщения представителей администрации и специалистов-планировщиков Санкт-Петербурга, сборник аналитических материалов – стали фундаментом для бурных обсуждений проектных идей. Параллельно готовились и эксперты. Действительный член РААСН Ю. П. Бочаров, вице-президент ISOCARP Петр Лоренц (Гданьск), член Немецкой Академии Архитектуры Б. Энгель (Карлсруэ), директор компании Rethink К. Хорн (Париж), председатель оргкомитета конференции «Транспортные системы городов» С. А. Ваксман (Екатеринбург), член правления НП «Объединение планировщиков» А. В. Антонов, директор ООО «Автодорожный консалтинг» Е. А. Сваткова, профессор НИ ИрГТУ А. Ю. Михайлов, зав. каф. СПбГАСУ Е. А. Соловьева, нач. отд. ГБУК «Московский центр музейного развития» С. Л. Сена, руководитель проектной группы СПб ГКУ «НИПЦ Генерального плана СПб» Н. Ю. Мачерет.
Обсуждение итогов работы состоялось в пятницу 4 июля, в зале градостроительных советов Комитета по градостроительству и архитектуре, с 10 до 18 часов.
Все мастерские представили графические материалы, презентации и рассказ о путях развития узла.
Общим для всех работ было широкое рассмотрение прилегающей к узлу территории, с захватом агломерации, всех южных пригородных районов. Усиление широтных связей, в том числе с аэропортом Пулково, также объединяет проектные предложения. В той или иной мере все проекты ориентированы на редевелопмент площадок предприятий «Тойота Мотор» и «Дженерал моторс», справедливо предполагая, что улучшение транспортной доступности узла подтолкнет владельцев площадок к поиску более эффективного решении по функции каждой площадки.
В одном из проектов новой функцией для территории была заявлена рекреационная, с размещением зоопарка. В другом предложении основное внимание было уделено транспортной автоматизированной системе, распределяющей пассажиров узла по территории района.
Интересным для обсуждения оказалось предложение о создании здесь кластера среднего специального образования.
Общий, «пятый вариант», включил в себя широту рассмотрения территории, связь с аэропортом Пулково, идею создания широтного маршрута пригородной электрички с остановкой в узле, идею создания в узле «Южный» терминала на основе станции ВСМ и терминала с перехватывающими стоянками на Скоростной автомобильной дороге Санкт-Петербург – Москва (СПАД). Привлекла составителей пятого варианта и идея создания делового центра на основе площадок Тойота Мотор и Дженерал Моторс.
Материалы конференции будут переданы Администрации Санкт-Петербурга.
14 июля 2014 г.