ruseng

Публикации

Дорожное движение нужно учитывать в генплане

Михаил ПЕТРОВИЧ, руководитель бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования в составе «Петербургский НИПИград», президент НП «Национальная Гильдия Градостроителей»

Планирование транспортной инфраструктуры по остаточному принципу порождает  многие транспортные проблемы, с которыми сталкиваются российские города. Поэтому трудно сомневаться в необходимости планирования дорожного движения еще на стадии разработки транспортных разделов генеральных планов. И крупные проекты Института, такие как генплан Санкт-Петербурга, комплексная транспортная схема городского округа Пермь, и менее масштабные проекты развития транспортной структуры небольших городских округов (Гатчины, Туапсе) наглядно демонстрируют плюсы такого подхода. 

На планировку российских городов оказывали влияние многие факторы, в числе которых природная среда и исторически сложившиеся направления путей сообщения, принципы построения «идеальных городов» екатерининского времени и «микрорайонов» советского периода, требования по быстрому размещению крупных промышленных комплексов в годы войны, массовое преобразование малоэтажной застройки в многоэтажную в послевоенное время. Постперестроечный период потребовал перехода от планирования крупномасштабного освоения территорий за счет государства к тонкой настройке городского пространства на интересы новых собственников. Генеральные планы советского периода градостроительства сменились новым поколением генпланов.

Сегодня каждое муниципальное образование, в соответствии с Градостроительным кодексом 2004 г., должно разработать комплект документов территориального планирования, зонирования и планировки, обеспечивающих устойчивое развитие территорий. Общее количество документов территориального планирования, в которых закладывается структура транспортной сети на уровне населенного пункта и района, по всем муниципальным образованиям Российской Федерации и городам федерального значения должно превысить 23 тыс. На данный момент утверждено лишь около 23% от общего количества документов.

Между тем, заложенные в генеральных планах решения принципиально важны для создания эффективной транспортной системы и напрямую влияют на городское движение, функционирование крупнейших инфраструктурных объектов. Именно в генпланах задается принципиальная схема магистральной улично-дорожной сети, определяется

стратегия развития общественного транспорта, баланс между развитием инфраструктуры пассажирского и грузового транспорта, транспорта внешнего и внутригородского. На основании генплана формируются документы зонирования и планировки, разрабатываются генеральные схемы развития улично-дорожной сети, общественного транспорта, схема размещения стоянок и многое другое.

В идеале планирование транспортной инфраструктуры должно осуществляться в соответствии со стратегией социально-экономического развития города, муниципального округа, с планами размещения районов новой застройки, реновации стагнирующей застройки, программой развития объектов социальной инфраструктуры. В арсенале генпланиста должны присутствовать каталоги образцовых планировочных решений, модели, позволяющие прогнозировать рост подвижности населения, перераспределение трудовых и культурно-бытовых тяготений, модели изменения стоимости земли в зависимости от транспортной доступности и др.

Однако текущее положение дел далеко от идеала. Во всех технических заданиях на разработку генеральных планов присутствует раздел «Развитие транспортной инфраструктуры»,  при этом формулировки задания в большей или меньшей степени основаны на понятийном аппарате СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» 1989 г. Обновленный в 2011 г. документ, обозначенный как СП 42.1330.2011, сохранил ранее принятый понятийный аппарат. А вот действующий Градостроительный кодекс РФ эти формулировки никак не поддерживает: в основном градостроительном документе современной эпохи понятие транспортная (как и социальная) инфраструктура отсутствует. Есть упоминание, что в проекте планировки территории указываются линии, «обозначающие улицы и дороги».  Смысл этих линий в Кодексе не раскрывается.

В результате этого «правового вакуума» транспортная часть генплана полностью подчинена требованиям мелкого зонирования территорий под те или иные функции. Транспортная инфраструктура формируется по остаточному принципу. Попытки восполнить пробелы в нормативной базе приводят к тому, что улицы объявляются автомобильными дорогами. Однако если улица - принципиально общественное пространство, то автомобильная дорога предназначена для связи объектов между собой, дополнительные функции (пешеходные пути сообщения, остановки трамвая и троллейбуса, городские инженерные коридоры) ей чужды, мешают выполнять свое основное назначение.

Из транспортно-планировочных решений ушла и «площадь» как пространство для массовых действий, временной торговли, праздников. Частично городскую площадь заменили площади в крупных торговых центрах, частично - интернет-общение. Но в новых генеральных планах вы их не увидите.

Обратим внимание еще на одну подмену в современных технических заданиях на разработку генеральных планов: «Транспортная инфраструктура» заменяется «дорожной». Это существенное сужение поля деятельности. Транспортная инфраструктура включает в себя и водные, и железнодорожные, и воздушные, и трубопроводные пути сообщения. Трамвай и метрополитен. Общественный, ведомственный и индивидуальный транспорт. Пешеходные и велосипедные пути сообщения. Дорожная инфраструктура - только автомобильный транспорт и пути сообщения. Понятно, что решить задачу развития транспортной инфраструктуры любого поселения, даже самого маленького, только средствами строительства автодорог невозможно.

Таким образом, из-за заложенных в генеральных планах ошибок в улично-дорожной сети образуются аварийно-опасные и заторовые места, создается дискомфортная для жителей среда обитания, города и поселения лишаются возможности устройства высокоэффективных транспортных систем без коренных преобразований в землепользовании. И в конечном итоге это приводит к стратегическому проигрышу города на мировом рынке услуг.

Поэтому организация дорожного движения должна планироваться уже на стадии разработки транспортных разделов генеральных планов. Объем, структура и распределение дорожного движения по территории должны рассчитываться на самых ранних стадиях планирования, в увязке с планированием развития города и всей его транспортной инфраструктуры.

Для этого в систему документов территориального и транспортного планирования необходимо ввести дополнительные документы - Комплексные транспортные системы (КТС) и Комплексные схемы организации движения (КСОД).

Место решающих задачи организации дорожного движения документов в предлагаемой нами оптимальной системе документов территориально-транспортного планирования и проектирования, а также последовательность их разработки, обозначены на структурной схеме. В данной схеме выделяются документы планирования и проектирования.

Документами планирования являются: 

  • комплексные транспортные схемы городских округов, которые выполняются для городских округов в целом, с учетом интересов соседних муниципальных образований, региональных и федеральных интересов с целью обеспечения устойчивого развития территориальной транспортной системы городского округа;
  • отраслевые схемы развития дорог, железных дорог, водных путей сообщения, городского транспорта. Они выполняются для отдельных видов транспорта на рассматриваемой территории и служат основанием для составления целевых программ финансирования объектов транспорта;
  • комплексные схемы организации движения транспорта и пешеходов на улично-дорожной сети городского округа, поселения, другого населенного пункта. Этот вид планирования выполняется для планировочных районов городских округов, небольших населенных пунктов, сложных транспортно-пересадочных пассажирских и грузовых узлов, внутригородских транспортных коридоров.

К документам проектирования относятся: 

  • целевые программы развития, разрабатываемые для отдельных элементов территориальных транспортных систем: общественного транспорта, улично-дорожной сети, инфраструктуры индивидуального транспорта, а также для системы организации движения;
  • проекты организации дорожного движения, которые создаются для отдельных узлов и участков улично-дорожной сети;
  • проекты горизонтальной планировки и благоустройства улиц, также разрабатываемые для отдельных узлов и участков улично-дорожной сети.

Эффективность предлагаемого подхода наглядно иллюстрирует разработанный Петербургским НИПИград и НИПИ ТРТИ план развития транспортного раздела генерального плана г. Туапсе в форме Комплексной системы организации движения транспорта и пешеходов. Заказчиком выступила городская администрация. При разработке плана эксперты провели натурное обследование пассажирских и транспортных потоков улично-дорожной сети, а также пешеходных потоков в центральной части города, выявив основные улицы с активным пешеходным движением, территории и городские объекты притяжения пешеходов.

Был проведен функциональный анализ улично-дорожной сети и проанализирован уровень безопасности дорожного движения на основании данных ГИБДД за последние 11 месяцев по количеству и типам ДТП. Эксперты Института провели анализ условий движения общественного пассажирского транспорта, а также грузового и транзитного транспорта.

На основании обследований и аналитики были разработаны предложения по развитию улично-дорожной сети, подразумевающие, в числе прочего, и существенное перераспределение потоков большегрузного транспорта. Созданная геоинформационная транспортная модель позволила запланировать развитие сети общественного транспорта. Предложения по организации дорожного движения включают внедрение библиотек режимов регулирования, введение адаптивного регулирования и автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД).

Полная версия материала с иллюстрациями на сайте газеты "Цена вопроса"

 

 

О компании 

196191, Санкт-Петербург,
ул. Бассейная, д. 21
тел/факс 8 (911) 910 01 67
8 (812) 337 17 11
email: ngg@ngup.ru

 

АНОНСЫ 

ПРОЕКТЫ 

 

Новости
23.08.2021

Национальная гильдия градостроителей приглашает принять участие в XII Школе градостроителей, которая пройдет в Нижнем Новгороде с 23 по 24 сентября 2021г.

03.08.2021
25 июня 2021 года собранием членов некоммерческого партнерства «Национальная гильдия градостроителей» Марина Липецкая, директор Фонда «ЦСР «Северо-Запад», избрана президентом Гильдии сроком на три года. 
 
02.04.2021
18-19 марта 2021 года состоялось ежегодное для профессионалов в сфере управления пространственным развитием, территориального планирования и градостроительного проектирования мероприятие – XIV Сессия градостроителей «Пространственное планирование и комплексное развитие территорий». Сессия прошла в необычном для себя, но уже привычном для нас всех онлайн-формате на платформе «Zoom».
02.04.2021
Президент «Национальной гильдии градостроителей», первый вице-президент ЦСР Наталья Трунова выступила модератором стратегической сесиии "Цифровые системы управления городом"
19.03.2021

Сегодня, 19го марта, в рамках XIV Сессии градостроителей пройдут панельная дискуссия «Стратегия пространственного развития России и практики территориального планирования» и стратегическая сессия «Процесс урбанизации в мире и в России. Источники и следствия для пространственной организации страны». Начало в 10:00 по мск.

Видеотрансляция будет доступна на канале ютуб.

Приглашаем всех желающих к просмотру!