ruseng

Публикации

Дорожное движение нужно учитывать в генплане

Михаил ПЕТРОВИЧ, руководитель бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования в составе «Петербургский НИПИград», президент НП «Национальная Гильдия Градостроителей»

Планирование транспортной инфраструктуры по остаточному принципу порождает  многие транспортные проблемы, с которыми сталкиваются российские города. Поэтому трудно сомневаться в необходимости планирования дорожного движения еще на стадии разработки транспортных разделов генеральных планов. И крупные проекты Института, такие как генплан Санкт-Петербурга, комплексная транспортная схема городского округа Пермь, и менее масштабные проекты развития транспортной структуры небольших городских округов (Гатчины, Туапсе) наглядно демонстрируют плюсы такого подхода. 

На планировку российских городов оказывали влияние многие факторы, в числе которых природная среда и исторически сложившиеся направления путей сообщения, принципы построения «идеальных городов» екатерининского времени и «микрорайонов» советского периода, требования по быстрому размещению крупных промышленных комплексов в годы войны, массовое преобразование малоэтажной застройки в многоэтажную в послевоенное время. Постперестроечный период потребовал перехода от планирования крупномасштабного освоения территорий за счет государства к тонкой настройке городского пространства на интересы новых собственников. Генеральные планы советского периода градостроительства сменились новым поколением генпланов.

Сегодня каждое муниципальное образование, в соответствии с Градостроительным кодексом 2004 г., должно разработать комплект документов территориального планирования, зонирования и планировки, обеспечивающих устойчивое развитие территорий. Общее количество документов территориального планирования, в которых закладывается структура транспортной сети на уровне населенного пункта и района, по всем муниципальным образованиям Российской Федерации и городам федерального значения должно превысить 23 тыс. На данный момент утверждено лишь около 23% от общего количества документов.

Между тем, заложенные в генеральных планах решения принципиально важны для создания эффективной транспортной системы и напрямую влияют на городское движение, функционирование крупнейших инфраструктурных объектов. Именно в генпланах задается принципиальная схема магистральной улично-дорожной сети, определяется

стратегия развития общественного транспорта, баланс между развитием инфраструктуры пассажирского и грузового транспорта, транспорта внешнего и внутригородского. На основании генплана формируются документы зонирования и планировки, разрабатываются генеральные схемы развития улично-дорожной сети, общественного транспорта, схема размещения стоянок и многое другое.

В идеале планирование транспортной инфраструктуры должно осуществляться в соответствии со стратегией социально-экономического развития города, муниципального округа, с планами размещения районов новой застройки, реновации стагнирующей застройки, программой развития объектов социальной инфраструктуры. В арсенале генпланиста должны присутствовать каталоги образцовых планировочных решений, модели, позволяющие прогнозировать рост подвижности населения, перераспределение трудовых и культурно-бытовых тяготений, модели изменения стоимости земли в зависимости от транспортной доступности и др.

Однако текущее положение дел далеко от идеала. Во всех технических заданиях на разработку генеральных планов присутствует раздел «Развитие транспортной инфраструктуры»,  при этом формулировки задания в большей или меньшей степени основаны на понятийном аппарате СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» 1989 г. Обновленный в 2011 г. документ, обозначенный как СП 42.1330.2011, сохранил ранее принятый понятийный аппарат. А вот действующий Градостроительный кодекс РФ эти формулировки никак не поддерживает: в основном градостроительном документе современной эпохи понятие транспортная (как и социальная) инфраструктура отсутствует. Есть упоминание, что в проекте планировки территории указываются линии, «обозначающие улицы и дороги».  Смысл этих линий в Кодексе не раскрывается.

В результате этого «правового вакуума» транспортная часть генплана полностью подчинена требованиям мелкого зонирования территорий под те или иные функции. Транспортная инфраструктура формируется по остаточному принципу. Попытки восполнить пробелы в нормативной базе приводят к тому, что улицы объявляются автомобильными дорогами. Однако если улица - принципиально общественное пространство, то автомобильная дорога предназначена для связи объектов между собой, дополнительные функции (пешеходные пути сообщения, остановки трамвая и троллейбуса, городские инженерные коридоры) ей чужды, мешают выполнять свое основное назначение.

Из транспортно-планировочных решений ушла и «площадь» как пространство для массовых действий, временной торговли, праздников. Частично городскую площадь заменили площади в крупных торговых центрах, частично - интернет-общение. Но в новых генеральных планах вы их не увидите.

Обратим внимание еще на одну подмену в современных технических заданиях на разработку генеральных планов: «Транспортная инфраструктура» заменяется «дорожной». Это существенное сужение поля деятельности. Транспортная инфраструктура включает в себя и водные, и железнодорожные, и воздушные, и трубопроводные пути сообщения. Трамвай и метрополитен. Общественный, ведомственный и индивидуальный транспорт. Пешеходные и велосипедные пути сообщения. Дорожная инфраструктура - только автомобильный транспорт и пути сообщения. Понятно, что решить задачу развития транспортной инфраструктуры любого поселения, даже самого маленького, только средствами строительства автодорог невозможно.

Таким образом, из-за заложенных в генеральных планах ошибок в улично-дорожной сети образуются аварийно-опасные и заторовые места, создается дискомфортная для жителей среда обитания, города и поселения лишаются возможности устройства высокоэффективных транспортных систем без коренных преобразований в землепользовании. И в конечном итоге это приводит к стратегическому проигрышу города на мировом рынке услуг.

Поэтому организация дорожного движения должна планироваться уже на стадии разработки транспортных разделов генеральных планов. Объем, структура и распределение дорожного движения по территории должны рассчитываться на самых ранних стадиях планирования, в увязке с планированием развития города и всей его транспортной инфраструктуры.

Для этого в систему документов территориального и транспортного планирования необходимо ввести дополнительные документы - Комплексные транспортные системы (КТС) и Комплексные схемы организации движения (КСОД).

Место решающих задачи организации дорожного движения документов в предлагаемой нами оптимальной системе документов территориально-транспортного планирования и проектирования, а также последовательность их разработки, обозначены на структурной схеме. В данной схеме выделяются документы планирования и проектирования.

Документами планирования являются: 

  • комплексные транспортные схемы городских округов, которые выполняются для городских округов в целом, с учетом интересов соседних муниципальных образований, региональных и федеральных интересов с целью обеспечения устойчивого развития территориальной транспортной системы городского округа;
  • отраслевые схемы развития дорог, железных дорог, водных путей сообщения, городского транспорта. Они выполняются для отдельных видов транспорта на рассматриваемой территории и служат основанием для составления целевых программ финансирования объектов транспорта;
  • комплексные схемы организации движения транспорта и пешеходов на улично-дорожной сети городского округа, поселения, другого населенного пункта. Этот вид планирования выполняется для планировочных районов городских округов, небольших населенных пунктов, сложных транспортно-пересадочных пассажирских и грузовых узлов, внутригородских транспортных коридоров.

К документам проектирования относятся: 

  • целевые программы развития, разрабатываемые для отдельных элементов территориальных транспортных систем: общественного транспорта, улично-дорожной сети, инфраструктуры индивидуального транспорта, а также для системы организации движения;
  • проекты организации дорожного движения, которые создаются для отдельных узлов и участков улично-дорожной сети;
  • проекты горизонтальной планировки и благоустройства улиц, также разрабатываемые для отдельных узлов и участков улично-дорожной сети.

Эффективность предлагаемого подхода наглядно иллюстрирует разработанный Петербургским НИПИград и НИПИ ТРТИ план развития транспортного раздела генерального плана г. Туапсе в форме Комплексной системы организации движения транспорта и пешеходов. Заказчиком выступила городская администрация. При разработке плана эксперты провели натурное обследование пассажирских и транспортных потоков улично-дорожной сети, а также пешеходных потоков в центральной части города, выявив основные улицы с активным пешеходным движением, территории и городские объекты притяжения пешеходов.

Был проведен функциональный анализ улично-дорожной сети и проанализирован уровень безопасности дорожного движения на основании данных ГИБДД за последние 11 месяцев по количеству и типам ДТП. Эксперты Института провели анализ условий движения общественного пассажирского транспорта, а также грузового и транзитного транспорта.

На основании обследований и аналитики были разработаны предложения по развитию улично-дорожной сети, подразумевающие, в числе прочего, и существенное перераспределение потоков большегрузного транспорта. Созданная геоинформационная транспортная модель позволила запланировать развитие сети общественного транспорта. Предложения по организации дорожного движения включают внедрение библиотек режимов регулирования, введение адаптивного регулирования и автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД).

Полная версия материала с иллюстрациями на сайте газеты "Цена вопроса"

 

 

О компании 

196191, Санкт-Петербург,
ул. Бассейная, д. 21
тел/факс 8 (911) 910 01 67
8 (812) 337 17 11
email: ngg@ngup.ru

 

АНОНСЫ 

ПРОЕКТЫ 

 

Новости
22.09.2022
Завтра с 10:00 по Москве состоится Школа градостроителей. Место проведения: Казанский кремль, Присутственные места, подъезд 4, этаж 2 
24.08.2022
Национальная гильдия градостроителей приглашает на ежегодное мероприятие – Школу градостроителей. Тема этого года: «Объекты градоустройства – от макрорегиона до объекта недвижимости».
27.06.2022

Подготовлена резолюция  по итогам прошедшей 19 мая 2022 года XV Сессии градостроителей «Механизмы комплексного развития территорий для реализации решений градостроительной политики»

03.06.2022
Мероприятие состоялось 19 мая 2022 года в Москве
18.05.2022

Завтра (19 мая с 10:00 до 18:15 по Москве) по адресу Москва, Новый Арбат, 19 (12 этаж) состоится XV Сессия градостроителей